Дорога благовоний - Заметки туриста

Дорога благовоний

Путь благовоний проходил по жаркой пустыне Негев. По торговой дороге с юга Аравийского полуострова через территорию, где сейчас расположены Саудовская Аравия и Иордания, до средиземноморских портов Газы перевозились ладан, пряности и косметические средства. Караваны верблюдов перевозили ценные товары, а купцы, сопровождавшие их, переносили знания, содействовавшие обмену технологиями и идеями. Груз перегружался на торговые суда и отправлялся в Римскую империю, где женщины наслаждались ароматами благовоний, вкушали восточные пряности, украшали себя косметическими средствами.

Проложило и полностью контролировало торговую дорогу арабское племя набатеи, поселившееся в этих местах в четвертом веке до н. э. Они построили на Пути благовоний свои города Шивту, Халуцу, Авдат, Мамшит и другие. Суровые условия безводной пустыни заставляли набатеев применять самые искусные ирригационные приемы, чтобы обеспечивать города водой. Они сберегали дождевую воду в спрятанных от чужих глаз хранилищах вдоль караванных дорог. Используя запасы пересыхающих рек, набатеи строили оросительные каналы, возводили другие гидротехнические сооружения.

Путь начинался с постоялого двора в Моаве и шел к поселению Мамшит, бывшему для тех времен довольно большим городом. Остатки строений города до сих пор впечатляют путников: улицы, особняк местного правителя, конюшни и церкви. Мамшит был не только важным транзитным пунктом, но и сельскохозяйственным центром Набатейского царства.Следующим на пути каравана был один из самых крупных городов набатеев Авдат, расположенный на высоком холме.

Он лежал на пересечении путей в Петру, Иерусалим, Газу, Эйлат и славился сельским хозяйством и торговлей. Здесь до сих пор сохранились остатки жилых помещений, бань, крепости, виноделен, церкви, мастерских и пещеры для захоронений.

От Авдата караваны направлялись к небольшому поселению Шивта, являвшемуся, скорее всего, крупной сельскохозяйственной деревней и имевшему хорошо развитую систему водоснабжения. В Шивте сохранились остатки мастерских, двух церквей, жилых домов. Самым северным и последним пунктом дороги был город Халуца, от которого остались развалины церквей, мастерских, кладбища, театра, освобожденные археологами от толщи нанесенного песка. Из города Халуца караваны верблюдов с грузом попадали в Газу. В 2005 году этот отрезок Пути благовоний получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.