Наскальное искусство Чонгони - Заметки туриста

Наскальное искусство Чонгони

Наибольшее количество объектов наскальной живописи в центральной Африке сосредоточено на горном плато Чонгони в Малави. Здесь, на высоких скалах, в окружении лесистых склонов и заросших полян, насчитывается 127 объектов наскальной живописи. Будучи центром традиций и религиозных церемоний, 126-километровая территория Чонгони вместе с наскальным искусством по сей день хранит живые культурные традиции.

Наскальное искусство района Чонгони разделяют на две школы. Более древняя из них представляет собой схематические картины, выполненные в красных тонах. Объектами росписи обычно служили большие валуны, а также пригодные для жилья пещеры. Красные изображения были созданы руками охотников-собирателей народа Акафула, обитавшего в здешних краях на протяжении по крайней мере двух тысячелетий до прихода банту-говорящих предшественников Чева около 500 лет назад. Акафула были родственно связаны с пигмеями, людьми, именуемыми в других странах Африки ба-туа или бушменами, а их низкий рост и небольшие жилища способствовал обидчиво-агрессивному отношению к представителям соседних, более высоких племен.

Прозвище Чева видимо произошло от вопросительной фразы «Чева мвандионера пати?» («Где ты сначала увидел меня?»), с которой местные мужчины обращались к более рослым гостям. Если пришелец отвечал, что заметил его только что или недавно, это воспринималось как оскорбление и обидчика пронзали ядовитой стрелой.Красная оксидная краска, используема Акафула, была подобна той, что использовали в наскальной живописи Драконовых гор (территории нынешних ЮАР, Лесото и Свазиленда) и некоторых других объектов древней наскальной живописи к югу от Замбези.

Отличие рисунков Акафула состоит в их геометричном примитивизме по сравнению с натуралистичными изображениями животных, людей и мифических существ, найденных в других местах. Истинные намерения создателей этих графических объектов канули в небытие вместе с их создателями, но вероятно, они отображали климатические и астрономические сведения. Более современна школа белых картин земледельцев Чева. Они были сделаны не так схематично, а более натуралистично по сравнению со своими красными предшественниками. Эти изображения животных и легендарных существ являются частью живой традиции местного народа, все еще использующего их в своих современных ритуалах.

Несмотря на контраст, красные схематические и «новые» белые картины очевидно формируют культурный континуум. Чева жили рядом с Акафула до середины XIX века и успели перенять традиции истребленных ими охотников-собирателей. Многие зооморфические картины – секретные символы, связанны с женскими обрядами посвящения. Антропоморфические фигуры, наблюдаемые в некоторых убежищах, являются замаскированными персонажами в масках. Так изображали подпольщиков XIX и начала XX столетий, противостоящих вторгшимся захватчикам Нгони, христианским миссиям и колониальному правительству.

Люди в масках, подобные изображенным на горных картинах и сегодня танцуют на традиционных церемониях, создавая динамическую связь между горным искусством и современностью Чонгони. Такая преемственность сыграла определяющую роль в решении внести Чонгони в список объектов всемирного наследия. Соответствующий документ был принят ЮНЕСКО в 2006 году.